учреждена в марте 1682 г. как архиепископия с названием Великоустюжская и Тотемская, 6 мая 1788 г. присоединена к Вологодской епархии, восстановлена в 1918 г. как Великоустюжская и Усть-Вымская епархия, прекратила существование ок. 1937 г. До 23 окт. 2014 г. Вел. Устюг входил в Вологодскую епархию. Решением Свящ. Синода от 23 окт. 2014 г. Великоустюжская епархия была выделена из состава Вологодской епархии. Включена в состав Вологодской митрополии. В состав епархии вошли приходы в административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского р-нов Вологодской области.
Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Великоустюжский и Тотемский». Глава епархии - митр. Вологодский и Кирилловский Савва (Михеев). Кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Вел. Устюге (первый деревянный храм построен в 1290, затем неоднократно перестраивался). Епархия разделена на благочиннические округа: Великоустюжский, Никольский, Тотемский.
На нач. 2016 г. в В. е. было 18 храмов, 19 священников, 3 диакона.
В 1682 г. в В. е. вошли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, в 1685 г. также Яренский у. В 1918-1937 гг. территория В. е. включала в себя Устюжский, Никольский, Сольвычегодский, Яренский, Усть-Сысольский уезды.
Территория, прилегающая к Вел. Устюгу (первые упоминания города относятся к 1178 и 1218), с кон. XII в. входила в Ростовскую епархию (см. ст. Ярославская епархия). До включения в состав Московского гос-ва Вел. Устюг в кон. XIII-XIV в. являлся центром земель Ростовского княжества на р. Ваге и в Подвинье и наряду с Гледенским Троицким мон-рем был центром христианизации местного финно-угорского населения. Наиболее полный титул Ростовских архиереев этого времени приводят летописи: в 1396 г. Киевский митр. свт. Киприан «постави Григорья епископа Ростову, и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю, и Устюгу, и Молозе» (ПСРЛ. Т. 26. С. 165). В актах титул Ростовских архиереев был более коротким и изменялся в зависимости от того региона, в к-рый направлялся документ: напр., архиеп. Никандр (1549-66) в грамоте, посланной в Вел. Устюг, имеет титул «Ростовский, Ярославский и Устюжский» (в др. документах - «Ростовский, Ярославский и Белозерский»). В XVI-XVII вв., до открытия В. е., представителями епархиального архиерея в Устюжском крае были архимандриты великоустюжского во имя арх. Михаила мон-ря (основан ок. 1276), осуществлявшие надзор за духовенством и имевшие право освящения храмов. Власть епархиального архиерея осуществлялась в Устюге также через десятинников (упом. с 1436).
Проект образования новой епархии на севере России рассматривался Московским Собором 1589 г., утвержден на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., постановлением Собора 1681-1682 гг. была открыта В. е., с 1686 г. по степени числилась после Холмогорской. Учреждение В. е. было обусловлено, в частности, необходимостью борьбы со старообрядчеством, широко распространившимся в Устюжском крае.
В нач. 80-х гг. XVII в. на территории В. е. действовало ок. 236 церквей, в 1686 г.- 277, в т. ч. 41 церковь присоединенных г. Яренска и Яренского у., в 1730 г.- 311, в 1784 г.- 325 церквей. В 1736 г. в В. е. существовал 31 мон-рь (28 муж. и 3 жен.), в 40-х гг. XVIII в.- 11 мон-рей (8 муж. и 3 жен.) и 18 пустыней.
Первым архиепископом Великоустюжским и Тотемским стал Геласий (12 марта 1682 - 4 окт. 1684), много внимания уделявший борьбе с расколом и капитоновской ересью (см. в ст. Капитон, основатель секты), к-рая была распространена в Сольвычегодском у. В 1683 г. последовал «Наказ» архиеп. Геласия сольвычегодским священникам о более внимательном наблюдении за паствой. Архиерей заботился о строительстве храмов. После кончины архиеп. Геласия В. е. управлял архиеп. Александр (8 февр. 1685 - 19 июля 1699). Он завершил дело по включению в состав В. е. Яренского у. (ранее входившего в состав Вологодской и Вятской епархий), получил средства для строительства и содержания архиерейского дома, строил новые храмы. В 1694 г. принимал Петра I, к-рый по пути на Белое м. посетил Вел. Устюг.
На севере страны, где преобладал земский строй самоуправления, участие прихожан в приходских делах, в частности в управлении церковным имуществом, было весьма велико. Оно осуществлялось через церковных старост - выборных представителей приходской общины. Первые Великоустюжские архиереи пытались установить контроль над деятельностью церковных старост. Была проведена опись церковного и часовенного хозяйства епархии, кандидаты на должность старосты стали утверждаться архиереем. Был утвержден состав управления приходом: священник, староста и «мирской человек по выбору»; причт был обязан отчитываться о приходе и расходе церковных средств (денежной и хлебной казны) перед архиерейским домом и перед прихожанами. С 40-х гг. XVIII в. практика проведения ревизий деятельности церковных старост, составления описи церковного имущества и его инвентаризации стала постоянной.
Архиеп. Иосиф (3 марта 1700 - 1718), занимавший Великоустюжскую кафедру в преклонных летах, оставил после себя епархию в неблагополучном состоянии. С 25 янв. 1719 по 13 янв. 1726 г. епархией управлял еп. Боголеп (Адамов). При нем шло восстановление храмов Вел. Устюга, пострадавших во время пожара 1715 г., была начата перестройка Успенского кафедрального собора, продолжавшаяся более 10 лет. В 1725 г. в Вел. Устюге открылась архиерейская школа. По неск. лет управляли епархией епископы Лаврентий (Горка; 22 мая 1727 - 1731), Сергий (Белоградский; 9 дек. 1731 - 6 окт. 1735). Еп. Лука (Коношевич; 28 сент. 1737 - 9 марта 1738) основал в Вел. Устюге семинарию.
Еп. Гавриил (Русской; 9 марта 1738 - 28 февр. 1748) много внимания уделял церковному благочинию, заказал в Москве копию чудотворного образа Благовещения Пресв. Богородице (см. Благовещение «Устюжское», икона Божией Матери), увезенного, как считалось, царем Иоанном IV Грозным в московский Успенский Собор (в XVIII в. икону ошибочно отождествляли с Устюжской иконой Божией Матери). Копия в 1747 г. была поставлена в Успенском соборе в Вел. Устюге. Еп. Гавриил при помощи адм. методов вплоть до применения военной силы вел борьбу со старообрядчеством. Преследуя миссионерские цели, он поддерживал практику выбора священников в Коми крае из местных черносошных крестьян, знающих 2 языка, несмотря на то что рукоположение лиц податных сословий строго запрещалось законом.
Еп. Варлаам (Скамницкий; 28 февр. 1748 - 20 февр. 1761) развернул в епархии активную строительную деятельность. В 1748 г. разослал по мон-рям и церквам указ консистории (образована в 1744 из архиерейской канцелярии) от 16 июня, по к-рому обязывал духовенство содержать церкви в исправности и чистоте. Для повышения уровня грамотности среди духовенства еп. Варлаам издал указ об обязательном знании клириками «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса». С сер. XVIII в. контроль над приходским духовенством епархии осуществляли духовные правления (в Тотьме, Сольвычегодске, Яренске, Лальске) во главе с соборными протопопами. 22 нояб. 1759 г. по причине болезни архиерея Синод велел совершать священнические и диаконские хиротонии ставленников В. е. Вологодским и Вятским архиереям.
В период управления В. е. еп. Феодосием (Голосницким; 11 нояб. 1761 - 9 нояб. 1766) прошла секуляризация церковных имуществ (1764), В. е. была отнесена к 3-му классу, большинство находившихся на ее территории мон-рей было упразднено. Великоустюжский еп. Пахомий (Симанский; 9 нояб. 1766 - 11 июля 1767) недолго находился на кафедре, был уволен вслед. жалоб духовенства на жестокие методы управления. Последним епископом В. е. являлся Иоанн (Никитин; 11 июня 1767 - 9 июля 1786). После увольнения его на покой В. е. временно была поручена Вологодскому архиерею, 6 мая 1788 г. упразднена.
Первая школа в епархии появилась предположительно в 1723 г. В 1725 г. в Вел. Устюге была открыта архиерейская школа, в ней числилось 15 детей духовенства, в программу входило обучение грамоте. В связи с недостатком денег и отсутствием учителей через нек-рое время школа закрылась. В 1737/38 г. при Михаило-Архангельском мон-ре начала действовать семинария, руководство к-рой было поручено вызванному из Москвы канцеляристу А. И. Попову. Семинария делилась на 2 отд-ния (школы): школа славяно-российская и школа славяно-латинская, первоначально в каждом отд-нии числилось по 1 учителю. В 40-х гг. в семинарии существовали классы: инфимический, синтаксический, пиитический, в 1763 г. в семинарии действовало 7 классов: славянский (славяно-российский), аналогический, инфимический, грамматический, синтаксический, пиитический, риторический. В первые десятилетия в семинарии обучалось от 95 до 167 чел., к 70-м гг. число учащихся выросло до 200. Главным источником содержания семинарии с момента ее основания были монастырские и церковные хлебные сборы. В 1765 г. были утверждены штатные оклады на содержание духовно-учебных заведений, Великоустюжской семинарии полагалось 653 р. 55 к. в год (один из самых маленьких окладов). В 1788 г. семинария была преобразована в ДУ.
В 40-х гг. XVIII в. в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске открылись малые духовные уч-ща для обучения детей священно- и церковнослужителей. В программу уч-щ входило чтение по Часослову и Псалтири, нотное пение, чистописание, изучение букваря и катехизиса. По требованию из них высылались ученики в семинарию.
Наиболее крупными мон-рями В. е. являлись: Гледенский во имя Св. Троицы (муж., основан ранее 1238), великоустюжский во имя св. Иоанна Предтечи (жен., основан после 1262), великоустюжский во имя арх. Михаила, Авнежский в честь Св. Троицы (муж., основан в 1370), Коряжемский во имя свт. Николая (муж., основан в 1535), Суморин тотемский Спасский (муж., основан в 1554), сольвычегодский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (муж., основан в 1563), Прилуцкий в честь свт. Николая Чудотворца (муж., известен с 80-х гг. XVI в.), Филипповский Знаменский Янковский мон-рь под Устюгом (жен., осн. в 1654), лальский во имя арх. Михаила (муж., основан в XVII в.).
В нач. XX в. поднимался вопрос о необходимости преобразования Великоустюжского вик-ства Вологодской епархии в самостоятельную епархию, поскольку связь центра епархии с вост. частью была по существу формальной. 3 сент. 1918 г. постановлением Свящ. Синода Великоустюжское вик-ство было преобразовано в Великоустюжскую и Усть-Вымскую епархию (территория к-рой совпадала с территорией образованной летом того же года Северо-Двинской губ.). В 1919 г. рассматривался вопрос об открытии Усть-Сысольского вик-ства В. е., к-рое, однако, не было создано.
После Октябрьской революции 1917 г. в Великоустюжском у. мн. священно- и церковнослужители были арестованы, закрылась часть храмов и мон-рей, мн. святыни подвергались осквернению. В 1918 г. по мон-рям прошли обыски с целью конфискации имущества. В нояб. 1918 г. руководство земотделом объявило о преобразовании мон-рей Великоустюжского у. в коммуны, были организованы Предтеченская, Знаменская и Троице-Гледенская коммуны. Осенью 1920 г. они были объявлены «огосударствленными» и объединены в одну Предтеченскую общину, к-рая стала «образцовой коммуной губернии» (в коммуне могли зарегистрироваться лица не старше 50 лет). В ходе кампании по изъятию церковных ценностей был арестован настоятель великоустюжского Успенского собора сщмч. прот. Константин Богословский. В «Ежедневной сводке информационного отдела ГПУ по вопросам об изъятии церковных ценностей» о положении дел в Северо-Двинской губ. на 21 марта 1922 г. сообщалось, что «работы проходят успешно и скоро будут закончены», несмотря на недовольство верующих.
Первым самостоятельным Великоустюжским епископом в XX в. стал сщмч. Алексий (Бельковский; 1918-1924). (Известен его отзыв о состоянии миссионерского дела в епархии в 1918. Архиерей писал о том, что прежде миссионерам приходилось действовать в основном против старообрядцев-беспоповцев, теперь необходимо бороться с неверием.) После еп. Алексия, ушедшего на покой в 1924 г. в возрасте 82 лет, Великоустюжскую кафедру занимал еп. Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1925-1926). В 1926-1927 гг. В. е. временно управлял Никольский еп. Иерофей (Афоник). Затем на Великоустюжскую кафедру был назначен еп. Софроний (Арефьев; 27 дек. 1927 -22 марта 1932, с 24 апр. 1929 архиеп.). Деятельность еп. Софрония осложнялась тем, что в В. е. достаточно быстро распространилось иосифлянство, вождем к-рого в В. е. с 1928 г. являлся еп. Иерофей (Афоник). Затем В. е. занимали еп. Серафим (Трофимов; 22 марта 1932 - 24 авг. 1933), сщмч. еп. Николай (Клементьев; 24 авг. 1933 - 11 авг. 1936, с 1934 архиеп.), архиеп. Питирим (Крылов; янв. 1936 - 3 июля 1937). Др. назначения на Великоустюжскую кафедру неизвестны.
В Северо-Двинской губ. обновленчество стало известно летом 1922 г. Во внутренней сводке 6-го отд-ния Секретного отдела ГПУ «О расколе духовенства» от 14 сент. 1922 г. в отношении Северо-Двинской губ. сообщалось, что там под председательством прот. А. Г. Ермолаева был организован епархиальный комитет из 10 чел., комитет выпустил листовку «Живая церковь». В 1923-1927 гг. существовала обновленческая Великоустюжская кафедра, к-рую возглавляли: Николай Орлов (10 окт. 1923 - 1925), Михаил Постников (20 февр. 1925 - 1925), Кирилл Ильинский (10 марта 1925 - 1925), Николай Ашихмин (24 апр. 1925 - 3 февр. 1927). В 1925 г. обновленческая структура включала 139 церквей, 146 священников, 27 диаконов. В 1927 г. обновленческая епархия была обращена в вик-ство при новообразованной обновленческой Сысоло-Вычегодской епархии, к-рой управлял Александр Сахаров, живший в Вел. Устюге. В 30-х - нач. 40-х гг. вик-ство в сане «архиепископа» возглавляли Иоанн Тюрин (1933 - 22 апр. 1936), Михаил Соколовский (22 апр. 1936 - 26 июля 1942).
В 20-30-х гг. на территории В. е. находилось множество концлагерей, где отбывали заключение, в частности, мн. представители духовенства. В 1929-1930 гг. в Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар) располагалось Управление северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН).
Город пережил немало нападений и пожаров, деревянные укрепления и храбрость защитников помогали ему выстоять, как, напр., в 1613 г. при наступлении поляков, а храмы постоянно возрождались. В 1623-1626 гг. в Вел. Устюге еще сохранялись деревянные крепости Старого городища и Большого острога, но нек-рые башни и части укреплений начали приходить в негодность: «...а башня огнила и розвалялась... А по осыпи был острог, тын стоячеи во многих местех погнил и обвалялся» (Описание Вел. Устюга в устюжской писцовой книге «Письма и меры Микиты Вышеславцова да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году» // Бысть на Устюзе...: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1993. С. 161). Уже в XVII в. Вел. Устюг утрачивает значение форпоста и становится центром торговли и ремесла, что отразилось в развитии каменного церковного и гражданского строительства, сложении местной художественной школы, процветании ремесел, напр. резьбы по дереву, изготовления «ценины» (изразцов), серебряного дела (чернь). Город развивался благодаря р. Сухоне, набережная оказалась настоящей «сценической площадкой» для построек разных эпох. Большинство храмовых зданий Вел. Устюга были возведены на средства местного купечества и в полной мере отразили вкус, представления о красоте, верность традиции и современность «лучших людей» города. В основу нового плана городской застройки, начатого во 2-й пол. XVIII в. и завершившегося в 1804 г., был положен принцип регулярности, сильно изменивший облик Вел. Устюга.
Главные храмы сосредоточены на Соборном дворище: во имя Успения Пресв. Богородицы с отдельно стоящей колокольней (XVII-XIX вв.) и придел в честь Благовещения (XVII-XVIII вв.), Иоанна Праведного (1656-1663), Прокопия Праведного (1668), а также ц. во имя Богоявления Господня (др. посвящение - во имя свт. Власия Севастийского, 1689). Соборы имеют 5-главые завершения, изобилие разновеликих куполов с барочными перетянутыми главками на граненых барабанах напоминают город внутри города. Самый большой из соборов Успенский, его престол принадлежит к числу древнейших в городе, первое деревянное здание, «церковь великая», было выстроено в 1290 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 71). История собора тесно связана с историей города: он горел в 1398 г. при нападении новгородцев на Устюг (был заново отстроен через год на средства новгородского Софийского дома (ПСРЛ. Т. 37. С. 80-81)), в 1489 г. во время городского пожара (восстановлен в 1491, в 1493 перестроен по древнему образцу как шатровый храм с притворами вологжанином церковным мастером Алексеем Гулынским), в 1496 г. (восстановлен в прежнем виде в 1502) и в 1552 г. Здание, построенное в 1554-1558 гг., было первым каменным городским сооружением, по размерам оно превосходило более позднюю постройку XVII в., возможно, его архитектура повторяла архитектуру Успенского собора Московского Кремля. Собор пострадал в Смутное время, его заново освящали в 1622 г., в 1631 г. здание и внутреннее убранство пострадали от пожара. С 1652 г. работы по перестройке собора совершались на средства как купеческих семей Вел. Устюга, так и царя Алексея Михайловича. Совр. вид Успенского собора сложился на протяжении XVIII в., напр. появилось 4-скатное перекрытие, наиболее подходящее по климату. его архитектура сохранила монументальные размеры, характерные для XVI в., и скупой декор стен (широкие лопатки простого профиля до уровня карниза и арочные оконные ниши). К стилю барокко относятся «разорванные», причудливой формы фронтоны, украшающие верхний ярус стен. Внутри зальное пространство перекрыто 8-лотковым сводом, 2 столпа на западе поддерживают хоры. К востоку от собора возвышается многоярусное здание колокольни, в виде четверика в неск. этажей с пристроенным многогранным столпом. С юга к собору примыкает здание в псевдорус. стиле - теплая церковь, придел во имя Благовещения (1846-1849) на месте неоднократно перестраивавшейся ц. святых Симеона и Анны (1732-1734); судя по актовым материалам XVI-XVII вв. в соборе был придел во имя св. Иоанна Предтечи. При соборе в XIV-XVIII вв. велось летописание, отразившее основные события истории Вел. Устюга.
С величественным зданием Успенского собора соседствуют соборы, построенные над мощами небесных покровителей Вел. Устюга, св. Прокопия (возведен на средства братьев В. Ф. и А. Ф. Гусельниковых) и Иоанна, Христа ради юродивых (сооружен на средства купца, представителя гостиной сотни Н. Ф. Ревякина). Иоанновский собор сохранил древние фасады, его завершение в виде 5 глухих цилиндрических глав относится к 1830 г. и рядом с пластичным украшением стен, пилястрами и арками ложных закомар производит грузное впечатление. Между ним и набережной разместилась небольшая одноглавая ц. во имя Богоявления (некогда свт. Власия Севастийского) с крыльцом в псевдорус. стиле на зап. фасаде. Дальше к югу расположен Прокопиевский собор. Известны не только имена заказчиков этого здания, но и имя мастера, его построившего, устюжанина Петра Дмитриева Котельникова. Собор традиц. типа: 5-главый, с 4-скатной кровлей, 3-апсидный храм, внутри 2-столпный, с 4-лотковым сомкнутым сводом (сооружен в 1720), увенчан световой главой. Наружные стены украшены окнами, лопатками, соединенными карнизом, над ним 2 яруса кокошников: нижние - крупные, с росписями, верхние - более мелкие и декоративные. Колокольня собора была разобрана в 1697 г., с юга в 1867 г. был пристроен придел, с севера - ризница, на западе возвели трапезную с крыльцом, обновленную в 1901-1902 гг. в псевдорус. стиле. В 1903 г. в связи с празднованием памяти св. Прокопия в соборе у юго-вост. столпа между центральным пространством и галереей был поставлен мраморный киот.
К соборному дворищу с юга примыкает комплекс архиерейского подворья, созданный в связи с открытием в 1682 г. В. е. Он включал в себя каменные и деревянные сооружения (покои, церкви и хозяйственные постройки), занимавшие часть квартала между Успенской ул. (ныне Советский просп.) и набережной, в 30-х гг. XVIII в. его территория была окружена каменными стенами (не сохр.). Основным ядром ансамбля были Владычные палаты - 2-этажный деревянный корпус на каменном подклете, уничтоженный пожаром в 1715 г. и возведенный в камне в 1733 г. позднее палаты на подворье были превращены в присутственные места (1817-1821) и перестроены в лаконичном классическом стиле, с юга к ним примыкает небольшое здание бывш. ц. Спасской Всеградской (1822-1823), выстроенной специально для одной из самых почитаемых в Вел. Устюге икон - Нерукотворного образа Спасителя (написана в 1445 изографом иером. Серапионом, находилась на городских воротах). На юго-зап. углу подворья располагается домовая ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского (XVII-XIX вв.), в ее основе - здание ц. во имя Похвалы Пресв. Богородице (построена в 1672 мастером П. Д. Котельниковым, являлась теплой церковью при Прокопиевском соборе). Ц. во имя свт. Алексия 2-этажная, одноглавая, ее 4-скатная кровля (кон. 10-х гг. XIX в.) увенчана изящным цилиндрическим барабаном с арочными окнами, пилястрами, филенками и завершением в виде небольшого фонарика.
В период экономического подъема в XVII-XVIII вв. церковное зодчество Вел. Устюга переживает расцвет. В архитектуре можно выделить 2 типа церковных зданий: традиц. 5-главый и храм типа «восьмерика на четверике», к-рые строились часто в 2 этапа: сначала возводили теплый зимний храм, позднее надстраивали верхний этаж для летней церкви, как правило 2-светный четверик, увенчанный легким барабаном-«восьмериком». Внутри храмы подобны залам, это впечатление определяет лотковый сомкнутый свод, опирающийся на стены и 2 столпа с запада. Традиц. формы украшения - в стиле нарышкинского барокко (раскреповки карнизов, пышные наличники окон и порталов, перетянутые колонки, ряды профилированных филенок). Колокольни могли составлять с храмами единое целое, могли располагаться рядом, иметь собственные галереи. колокольни, как правило, шатровые в храмах XVII в., иногда в неск. ярусов с завершением в виде шпиля.
Действующие храмы Вел. Устюга: собор св. Прокопия Устюжского (в совм. пользовании с ВУИАХМЗ), в нижнем этаже ц. св. Симеона столпника (верхний этаж - территория ВУИАХМЗ) и кладбищенская ц. свт. Стефана Пермского.
Среди крупных зданий традиц. типа - монастырские соборы в честь арх. Михаила (1653-1656) в Михаило-Архангельском (недействующий, в наст. время размещается автотехникум), во имя Св. Троицы (1659-1701) в Троице-Гледенском (недействующий), в честь Преображения Господня (1689-1696) Спасо-Преображенского мон-ря. Облик четверика с 5 главами имеют также ц. во имя св. Димитрия Солунского (1700-1709) в Дымковской слободе на противоположном берегу р. Сухоны и ц. во имя Жен-мироносиц (1714-1722); некогда имела 5 глав холодная ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1696-1703; недействующая).
Большая часть храмов в стиле «нарышкинского барокко» была возведена на набережной, сохранились, напр., ц. Николы Гостунского с отдельно стоящей колокольней (кон. XVII - 1-я треть XVIII в., ныне выставочный зал ВУИАХМЗ), ц. во имя прор. Илии (1695; 1736-1745), ц. во имя Сретения Господня (1725-1739) бывш. Спасо-Преображенского мон-ря, ц. Симеона столпника с отдельно стоящей колокольней (1725-1728; 1736-1740; 1765), ц. прп. Сергия Радонежского (1739-1747) в Дымковской слободе. Среди немногих церковных построек XIX в. следует отметить теплую ц. Покрова Пресв. Богородицы (1884-1888) на Городище, к-рая некогда составляла единый комплекс с разобранной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского (1698-1704) и ц. во имя свт. Стефана Пермского на кладбище.
Самый ранний храм из сохранившихся каменных храмов Вел. Устюга и наиболее оригинальный по своей архитектуре - ц. во имя Вознесения Господня (1648), возведенная старанием купца Н. Ф. Ревякина во дворе его дома. Она включает неск. престолов, размещенных в разных пристройках. по сторонам основного объема с сев. стороны расположилась 2-этажная церковь с престолом во имя Богоявления Господня и приделом в честь Воздвижения Креста Господня на первом этаже, на втором - ц. в честь Воскресения Господня с трапезной и приделом во имя св. царевича Димитрия; на юго-зап. углу - придел во имя Всех святых, домовая церковь строителя храма; с зап. стороны - ярусная колокольня. Некогда завершение храма насчитывало 11 глав: помимо четверика 5-главием была увенчана его сев. пристройка. благодаря обилию таких декоративных деталей, как горки профилированных кокошников в завершении четверика и сев. пристройки, филенки на карнизах, стенах здания и столпах его галерей, а также активной пластике пышных наличников, полуколонок на углах четверика, ц. Вознесения можно назвать одним из лучших примеров рус. архитектуры той эпохи. Она привлекает взгляд затейливым узором, дополненным поливными изразцами, резными плитами, а также коваными решетками на окнах. В ее архитектуре очевидно влияние московского зодчества 2-й четв.- сер. XVII в., в частности таких памятников, как ц. во имя Св. Троицы в Никитниках (1634 - 50-е гг. XVII в.) и во имя Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652).
Архитектуру ц. во имя св. Симеона столпника можно считать примером восприимчивости строителей и заказчиков Вел. Устюга к новой, европ. стилистике, актуальной для рус. искусства в эпоху петровских преобразований. Традиц. многоэтажное здание типа «восьмерик на четверике», объединяющее зимнюю и летнюю церкви, имеет уникальный для храмов города зап. фасад, отличающийся единством, величественностью и парадностью форм, характерным для рим. барокко: центральную ось здания подчеркивают барабан главы, дополнительный этаж-аттик с 3-угольным фронтоном. 2 волюты, подобно украшениям итал. базилик эпохи барокко, соединяют аттик с карнизом, объединяющим весь фасад, главы над угловыми приделами фланкируют центральную ось всей композиции фасада и четверика. В духе рим. архитектуры исполнены аркады, несущие открытую галерею-террасу, в центре ее строго к входу в храм ведет высокая лестница. симметрия форм, использование мотивов западноевроп. архитектуры, а также цветовые сочетания (красные стены, белые пилястры, профили и наличники, а также зеленые изразцовые капители пилястр) усиливают парадный облик ц. Симеона столпника, уподобляют ее дворцовой архитектуре. Интерьер этого храма также выделяется среди остальных сооружений Вел. Устюга: его стены и свод украшены орнаментальной раскрашенной лепниной, усиливающей впечатление пышного праздника.
Деревянные резные иконостасы сохранились во мн. храмах Вел. Устюга: 1697 г. датируется иконостас собора в честь Преображения Господня Спасо-Преображенского мон-ря; 1708 г.- ц. Димитрия Солунского в Дымковской слободе; после 1720 г.- Прокопиевского собора; 1731-1732 гг.-Успенского собора (в его состав вошли иконы, написанные для прежнего иконостаса 70-х гг. XVII в. изографом Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем); 1744 г.- ц. Вознесения Господня; сер. XVIII в.- ц. св. Симеона столпника. К 1784 г. складывается окончательно ансамбль иконостаса собора Михаило-Архангельского мон-ря, в состав к-рого вошли резные столбики из иконостаса 1731-1735 гг. Подлинным шедевром является иконостас собора во имя Св. Троицы Гледенского мон-ря, созданный в 1776-1784 гг. на средства горожан. Он повторяет по конструкции и деталям иконостас собора во имя Зачатия Пресв. Богородицы Спасо-Яковлевского мон-ря в Ростове, с к-рого сняли точный рисунок и составили чертежи в 1773 г. по инициативе гледенского игум. Геннадия. Над созданием резного убранства иконостаса трудились резчики из Тотьмы, иконы были написаны устюжскими мастерами.
Все сохранившиеся иконостасы Вел. Устюга в той или иной мере относятся к барочному стилю, более ранние варианты, напр. иконостасы собора в честь Преображения Господня или ц. Вознесения, отличаются широким применением плоского рельефа, к-рый со временем заменяют объемные детали (обвитые лозой колонки, растительные и фантастические орнаменты). Иконостас собора Троице-Гледенского мон-ря оригинален своей динамичной композицией: центральная часть имеет сильный вынос, так что вся конструкция из декоративной перегородки превращается в часть внутренней архитектуры здания, не отделяет помещения друг от друга, а соединяет их в активное, насыщенное золотом, блеском, движением всех элементов пространство.
Древнейшие памятники иконописи В. е. относятся к XIII-XV вв. и связаны со старейшими монастырскими и городскими храмами Вел. Устюга, напр., храмовая икона собора Михаило-Архангельского мон-ря «Собор архангелов», созданная, вероятно, мастерами ростовской школы (2-я пол. XIII в., ГРМ); икона «Успение Богоматери» из местного ряда иконостаса собора во имя Успения Пресв. Богородицы, созданная ок. 1496 г., относящаяся к т. н. облачному варианту иконографии этого праздника (ВУИАХМЗ). На нижнем поле иконы сохранилась надпись, рассказывающая о времени создания образа и заказчике, кн. Семене Борисовиче Суздальском. Среди чтимых икон города следует упомянуть двухстороннюю запрестольную икону Успенского собора с изображением Богоматери Одигитрии с избранными святыми на полях на лицевой и композицией Богоявления Господня на оборотной стороне. По традиции она считалась произведением кон. XIII в., по мнению специалистов, икона написана ок. 1558 г. и, вероятно, воспроизводит более древний образ.
Среди выдающихся памятников местной художественной школы, а также привозных произведений более всего изображений св. Прокопия и Иоанна, Христа ради юродивых, их образы встречаются на иконах и произведениях лицевого шитья, напр. священных облачениях. мастера, работавшие в Вел. Устюге в кон. XVII - нач. XVIII в., следовали стилю московских изографов Оружейной палаты, как напр., Стефан Соколов, написавший для придела ц. Вознесения в честь Воскресения Христова в 1718 г. икону Богоматери Одигитрии и в 1719 г. образ «Сошествие во ад», или Иван Кондаков, автор образа «Вмч. Димитрий со сценами жития» - храмовой иконы ц. св. Димитрия Солунского в Дымковской слободе (1725, все - ВУИАХМЗ). Художественная школа Вел. Устюга в XVIII в., как и архитектура и искусство резьбы, испытала влияние европ. живописи стиля барокко, среди представителей этого направления - К. Волков («Рождество Богородицы», 1768), В. Колмогоров («Жена, облеченная в солнце», 1782; все - ВУИАХМЗ). Влияние станковой живописи проявлялось даже в редких монументальных росписях, напр. в декорации придела в честь Воскресения Христова ц. Вознесения Господня (1801): евангельские сюжеты представлены на сводах как отдельные картины в барочных золоченых рамах.